Истинная йога и жизнь идут вместе.
Не пытайтесь разделить их.
Если вы захотите разделить их, вы не сможете.
Йога и жизнь так же неразделимы, как Творец и Его Творение.
«Бог — это целое. Бог — это Абсолют. Когда ты практикуешь йогу, ты прикасаешься к Абсолюту и входишь в Абсолют… Когда ты входишь в Абсолют, там вся сила, вся мощь, там нет страха. В Йоге ты можешь излечиться от всей неровности, всякого беспокойства и всякого несовершенства» Шри Чинмой, из книги » My life`s soul-journey» Что такое йога? Что такое йога? Йога — это язык Бога. Если мы хотим разговаривать с Богом, нам надо выучить Его язык. Что такое йога? Йога — это то, что раскрывает тайну Бога. Если мы хотим узнать тайну Бога, нам надо вступить на путь йоги. Что такое йога? Йога — это Дыхание Бога. Если мы захотим смотреть Оком Бога и чувствовать Его Сердцем, если мы захотим жить в Мечте Бога и знать Реальность Бога, если мы захотим овладеть Дыханием Бога и, наконец, если мы захотим стать Самим Богом, йога позовёт нас. Йога — это союз. Это союз отдельной души с Высшим «Я». Йога — это духовная наука, которая учит нас, как можно осознать Высшую Реальность в самой жизни. Принять жизнь и исполнить предназначение Божественного в себе здесь, на земле, — вот что нам надо сделать. Этого можно достичь, лишь преодолевая свои человеческие ограничения. Йога говорит нам, насколько мы продвинулись на пути к осознанию Бога. Она также говорит нам о предназначенной нам роли в космической Драме Бога. Высшее слово йоги в том, что каждая человеческая душа ‐ это божественный представитель Бога на Земле. |
Теперь давайте уделим внимание практическому аспекту йоги. Эти три направления служат тремя основными вратами во Дворец Бога. Если мы захотим видеть и чувствовать Бога самым сладостным и самым глубоким образом, то нам надо практиковать Бхакти-йогу. Если мы захотим осознать Бога в человечестве, совершая бескорыстное служение, то нам надо практиковать Карма-йогу. Если мы захотим осознать мудрость и величие трансцендентального «Я» Бога, то нам надо практиковать Джнана-йогу. Неизменно одно. Эти три пути ведут нас к осознанию своего «Я» в осознании Бога и к осознанию Бога в осознании своего «Я». Из книги Шри Чинмоя «Йога и духовная жизнь: путешествие души Индии» |
Виды йоги
Что нам приходит в голову при слове «йога»? Оздоровление, гибкий позвоночник и суставы, аутотренинг, приносящий спокойствие после общения со злым начальником или клиентом. И это всё правда! Правда не вся. Слова «йога» означает единство или союз. Слова «хатха» означает усилие. Занимаясь всерьёз, я могу объединить усилие, — с чем? – с расслаблением, гибкость с твёрдостью и т.д. Выстраивая своё физическое тело, мы выстраиваем также и сознание, чувства. И наоборот: выстраивая своё сознание, мысли, эмоции, чувства – мы выстраиваем своё тело. Вопрос только в том, с чего начать. Естественно, точка приложения меняется в зависимости от подхода, от склонности самого человека. Но понятие йога (единство) предполагает всё же некоторую гармонию между первым и вторым вариантом, какое бы направление я не практиковал.
Уделяя внимание концентрации, медитации и физическим упражнениям, я меняю свои взаимоотношения с работой и отдыхом, с наслаждением и страданием, с невежеством и знанием, с любовью и ненавистью, с жизнью и смертью.
В древних писаниях Индии, Упанишадах, сказано: «Как невежественный человек, остающийся в невежестве следует из тьмы во тьму, так и знающий человек, жаждущий знаний, следует из тьмы во тьму. Только человек, воспринимающий невежество и знание как единое целое, с помощью невежества выходит за пределы мира смерти, а с помощью знания достигает бессмертия.»
Начиная заниматься йогой, я обнаруживаю три основные пути. Все виды йоги являются подразделениями этих трёх. Один путь зовётся бхакти-йогой или йогой любви. Любовь присуща всем существам и объектам. Мы, люди, полюбив, стремимся завладеть объектом любви, приблизиться к нему. Но раздвоенность, эгоизм, неравенство, трусость и т.д. мешают нам. В бхакти-йоге моя любовь есть гарантией того, что я достоин любви. Если я люблю, значит я причастен к моему Возлюбленному или Возлюбленной. Великая страстность моей любви осмеливается утверждать, что я един с моей Целью. И я действительно един.
Другой путь зовётся карма-йогой. Слово карма означает «действие». Цель карма-йоги – это совершенное действие. Действие – это не только рубить дрова, писать, пилить мужа или жену. Мысль, эмоция, чувства тоже действия. Одно действие, дело мне нравится. Его я выполняю охотно, совершенствуюсь в нём. Другое дело мне не нравится. Его я избегаю или делаю неохотно; естественно, совершенствоваться в нём я не намерен. Карма-йог, осознавая, что его сердце бьётся не по его воле; что его дыхание течёт из источника жизни; что его ум не создал сам себя, — полагает себя не действующим, а инструментом, каналом, через который действие и совершается. Действие может быть приятным или не приятным, результат может быть успешным или провальным, но карма-йог выполняет работу прилежно, с ровным энтузиазмом и до конца. Таким образом человек достигает совершенства жизни и абсолютного единства с источником жизни.
Третий путь зовётся джнана-йогой или йогой мудрости. Цель джнана-йога – это постичь суть мира, Реальность, но не теоретически, а в непосредственности текущего мгновения. Если карма-йог погружаясь в водоворот дел, принимает равным образом всё происходящее, то джнана-йог, стремясь успокоить, сделать абсолютно безмолвным всё своё существо, отрекается от всего происходящего, как внутри него, так и вовне. «Нети, нети!» Таков девиз джнана-йога, — не то и не это. Мощью, могуществом безмолвного устремления, человек, подобно раскалённой игле сквозь масло, проникает сквозь основу, корни своей личности и индивидуальности и достигает сферы, где отсутствуют любые пределы и границы. «Кто я?» — задаёт он вопрос. «Я — То» — даёт он ответ, — «Я Брахман – Один без второго!» Таков путь джнана-йоги. Раджа йога – это могучая и систематизированная ветвь джнана-йоги.
Если или когда я решусь вступить на один из этих путей, то к своему удивлению, обнаружу глубокую связь между ними. Более того, я открою, что Цель у всех путей — одна. Но все размышления о йоге не отличаются от размышлений о вкусном обеде, — от размышлений сыт не будешь. Поэтому надо идти глубже, и ещё глубже.
«Мир — это не просто отсутствие ссоры и сражения, мир – это проявление нашего неразделимого единства со всеми. Это единство не является единством конечного с конечным, но единством конечного с бесконечным. Когда конечное отождествляет себя с бесконечным, красота бесконечного преобразуется в само дыхание конечного, земная красота и красота небес соединяются. Земная красота — это одухотворённый зов. Красота небес – это одухотворённая улыбка. Когда земной зов и улыбка небес встречаются, расцветает совершенство красоты, а жизнь красоты – это жизнь покоя.» (Шри Чинмой) |
Веды являются самым древним литературным памятником не только Индии, но и всего мира. Считается, что у ведического знания нет даты рождения, поскольку древние мудрецы , риши не изобретали, а напрямую «видели» природу всех вещей, некую фундаментальную реальность бытия, и передавали эти переживания в форме священной речи. Символический язык Вед мог играть на многих смысловых уровнях и был ключом к работе с окружающим миром: природой, невидимыми тонкими мирами, это была система работы с человеческим умом, сердцем и душой. Это был язык, на котором риши, ведические провидцы седой древности, спрашивали и отвечали на основные вопросы жизни:
Кто я?
Что является основной моделью всех вещей и источником того, что мы видим, слышим и ощущаем?
На протяжении многих веков эти знания передавались устно, и только значительно позже были записаны. Веды датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Есть 4 Веды: Риг Веда — «Веда гимнов», Сама Веда -«Веда песнопений», Яджур Веда — «Веда жертвенных формул», Атхарва Веда — » Веда заклинаний». Существует мнение, что Веды — это только духовное знание, никак не связанной с научным исследованием мира, но в Яджур Веде и Атхарва Веде содержатся секреты геологии, медицины, арифметики и других наук.
Первое упоминание о йоге встречается в Риг Веде. Смысл слова йога, трактуется как «упряжка», тело человека сравнивают с колесницей, органы чувств — это 5 запряженных в нее коней, душа (атман) является хозяином колесницы, а ум возничим, упряжка, благодаря которой ум направляет чувства, и есть йога.
Заключительной частью Вед являются Упанишады. Упанишады — источник практически всей индийской философии, а также они стали источником вдохновения и для западного мира. Их основное учение состоит в том, что душа каждого существа едина с божественным. И когда мы знаем своё истинное «я» , тогда мы знаем и основу всего существования. Осознание этого единения и есть основа любви к каждому живому существу. Этого знания можно достичь практикой йоги, или, еще один перевод этого слова, «союзом». Цель Йоги Упанишад — это целостная реализация личности человека в союзе с Богом.
«Во всём мире нет занятия столь же благотворного и столь же возвышающего, как изучение Упанишад. Они были утешением моей жизни, они будут утешением моей смерти. Они — плод наивысшей мудрости.»
А. Шопенгауэр
На фотографии печать и фигурка, которые были найдены при раскопках городов Махенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд. Здесь изображены люди в различных позах йоги (печать Пачупати), что, согласно архелогическим исследованиям, указывает на возраст йоги — 5 тысяч лет.
Йога развивалась на территории Индии и Непала, интегрируя философские и духовные школы этой местности. На йогу оказали влияние философия индуизма, буддизма, адвайты, тантры, джайнизма. В Тибете йога тесно смешалась с буддизмом и тибетской религией Бон. С классической точки зрения йога — это одна из ортодоксальных школ философии индуизма. Родоначальником этой школы является мудрец Патанджали, который изложил эту философию в «Йога сутрах». Он обобщил и систематизировал практику йоги, его труд считается классическим в теории йоги. Йога тесно связана с философией санкхьи и является ее практическим применением в повседневной жизни. Одна из ключевых тем сутр – достижение контроля над сознанием.
«Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму. Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе. Иначе, она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).»
«Йога сутры»
Наша каждодневная жизнь полна забот и гонки за счастьем, и временами в спешке, в суете мы не вспоминаем о ценности самой жизни. Йога помогает научиться возвращать внимание в настоящий момент, сохранять спокойствие в любой ситуации. Мы можем стать счастливыми, гармоничными и спокойными, если мы научимся контролировать мысли. Тогда мы сможем прислушаться к голосу своего внутреннего существа, своей интуиции, и поступать правильно в каждый миг жизни, совершать только действия, которые несут исполненность и радость. В этом большую помощь может оказать йога.
Даже если заниматься йогой как сугубо оздоровительной практикой, со временем можно заметить, что кроме сильного исцеляющего воздействия, которое оказывает хатха-йога, в лучшую сторону меняется и характер. А на Востоке есть изречение: «Если ты хочешь изменить свою судьбу, нужно изменить свой характер». Тяжелый характер — тяжелая судьба. Желания рождают мысли, мысли – поступки, поступки – привычки, привычки – характер, а характер – судьбу. Именно качества характера определяют нашу судьбу. Первые ступени йоги – Яма и Нияма, которые описывает Патанджали в «Йога сутрах» – морально-нравственные принципы – работают именно с характером и меняют человеческую личность в более гармонично развитую сторону.
«Йога сутры» Патанджали датируются от 2 столетия до н.э до 2 столетия н.э. Они состоят из 196 сутр, изложенных в четырех частях. В этом труде Патанджали изложил 8- ступенчатый путь йоги:
Яма- самоконтроль и нравственное воздержание, она делится на 5 частей:
Нияма— это строгий контроль над характером и поведением, она делится на 5 частей:
Эти 10 принципов перекликаются с христианскими 10 заповедями. Мы можем видить такие же морально -нравственные принципы в любой системе личностного роста или психологической практике. Потому как йога — прежде всего психологическая практика, которая работает с умом.
Далее в системе Патанджали следуют асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи.
Асаны — позы тела, которые помогают войти в более высокое сознание и обрести крепкое здоровье.
Пранаяма — упорядоченное дыхание, для сохранения контроля над умом.
Эти ступени йоги наиболее популярны в Западном полушарии и активно практикуются адептами различных направлений и школ йоги, таких как Аенгара Йога, Аштанга Виньяса Йога, Шивананда йога, Школа Дхирендры Брахмачари, Кундалини йога, Хатха йога, Янтра йога и многие другие школы и направления.
Следущие ступени йоги обычно практикуются в духовных школах или монастырях йоги, или же адептами различных школ классической йоги, в зависимости от стиля преподавания учителя. Также эти ступени йоги являются базой в восточной психологии и аюрведической медицине. Любое аюрведическое лечение начинается с работы над умом, умения успокоить ум и расслабить тело.
Пратьяхара — отказ от жизни чувств.
Дхарана — фиксация сознания на Боге.
Дхъяна — медитация.
Самадхи — полное соединение индивидуального сознания с универсальным сознанием Бога.
К «Йога сутрам» существует множество пояснений, так как они написаны в краткой афористичной манере и сложны для понимания и практики современного человека. Для более детального изучения и применения этих принципов необходим учитель, который может помочь адаптировать практику под потребности и цели конкретной человека. Наиболее известные пояснения были написаны в 5 веке н. э философом Вьясой, написавшем трактат «Йога бхашья».
На сегодняшний день, йога — это огромный массив психологических, физических и духовных практик и знаний, предназначенных для целостного развития личности человека. Целостное развитие происходит тогда, когда человек развивается на всех четырех уровнях — физическом, интеллектуальном, социальном и духовном.
Физический уровень состоит из комплексной заботе о теле:
Интеллектуальный уровень не означает, что человек, у которого несколько научных степеней и который знает несколько языков, по-настоящему мудр и реализован в жизни. С точки зрения философии йоги, по-настоящему развитый человек на интеллектуальном уровне знает, что он есть душа, а не только физическое тело. Он умеет концентрироваться и достигать покоя в уме и контроля своих 5-и чувств. Умеет наблюдать за своими эмоциями и не попадать под их влияние. Именно такой человек может изменить свою судьбу… По — настоящему мудрый человек умеет ставить цели на месяц, год и несколько лет и достигать их. Также, на интеллектуальном уровне нужно осознать , что цель жизни может быть только на духовном уровне — это развитие безусловной любви, Любовь к Богу, служение Богу в мире.
На социальном уровне йога помогает найти своё предназначение и следовать ему. У каждого человека есть своя особая задача на это воплощение. Нужно чувствовать , что наша жизнь не проходит зря, что благодаря нам окружающие люди становятся более счастливыми, здоровыми и любящими. Для мужчин очень важно развивать мужские качества: брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным, уметь взять ответственность за жену и детей на всю жизни и сделать их счастливыми и обеспеченными.Для женщин — это раскрытие женственности, забота о близких, развитие интуитивного подхода к жизни, быть хорошей женой и матерью. На социальном уровне нужно уважительно относиться к старшим, почитать свой род и предков и улучшать судьбу рода.
Духовный уровень — это основа, если он не развит, то всё, что бы мы ни делали, будет приносить нам страдания. Истинные ценности, самое главное, что не может дать нам материя и что является вечной драгоценностью духовного мира — это безусловная любовь. В йогических трактатах говорится, что душа (атман) находится вне времени и пространства — для нее есть только настоящее, душа — это безусловная любовь. Когда мы развиваемся духовно, мы чувствуем всё больше безусловной любви, где бы мы ни были на материальном плане. Любовь можно ощутить, когда мы отдаём и проявляем заботу, не ожидая ничего взамен. Попадая в этот мир, истинная суть человека покрывается ложным эго, которое начинает разрушать его жизнь, потому что эго хочет жить и потреблять только для себя. Йога помогает нам установить контакт со своим истинным, глубокий, просветлённым «Я» и научиться руководствоваться им в жизни.
Также важно уметь развивать в себе способность видеть божественное, Бога во всем и во всех. Критикуя других и видя их недостатки, мы ослабляем других и ни в чём не способствуем своему собственному прогрессу. Наоборот, мы привносим в свою систему несовершенства, на которых мы концентрируемся в окружающих людях. В йоге говорится, что чем совершеннее, чем просветлённее мы становимся, тем меньше мы видим несовершенства в окружающем мире. Так, святой видит в мире вокруг себя только Бога, божественное, свет.
Екатерина Перчелий
В современном мире всё больше и больше людей начинают знакомство с йогой как духовной практикой. Не уделяя внимания стадии физических упражнений, асан йоги, они осваивают концентрацию и медитацию, и это приносит колоссальные позитивные изменения в жизни. Покой ума, спонтанная внутренняя радость сердца, позитивное отношение к жизни и гармоничные взаимоотношения с окружающими — лишь некоторые из таких перемен. Меняется не только наш внутренний мир — его изменения вызывают и изменения внешней жизни. Она становится полнее, радостнее, начинают происходить удивительные и долгожданные события, встречаются духовно близкие нам люди, сбываются мечты — настоящие мечты, которые из сердца.
Обучение медитации — самостоятельная и очень важная часть йогического знания. Духовные Учителя высочайшего уровня зачастую говорят о йоге именно как о практике медитации, которая ведёт к познанию своей истинной сути — единению со своим Высшим «я», с божественным, со Всевышним. Они имеют дело с сознанием. Они обучают своих учеников концентрации, медитации и созерцанию. Поэтому, если у вас есть интерес именно к самопознанию и духовной практике, вам необязательно начинать с асан. Можно читать книги о йоге, духовности, медитации, или пробовать медитировать под музыку, самостоятельно или в группе. Для эффективности занятий важно чистое пространство и регулярность практики.
Истинная йога и жизнь идут вместе.
Не пытайтесь разделить их.
Если вы захотите разделить их, вы не сможете.
Йога и жизнь так же неразделимы, как Творец и Его Творение.