Об одухотворённой музыке: Секреты искусства самопревосхождения.

 

Секреты искусства самопревосхождения

(Музыка для медитации)

Наталья Михайлина

 

Когда человек соприкасается с искусством, он обнаруживает очень интересную вещь. Живопись, музыка, поэзия, любое проявление творчества – это не просто выражение, но продолжение человека: его внутреннего мира, его настроения, его чувств  и мыслей. Именно через творчество человек способен выразить невыразимое – свою суть, свою настоящую реальность.

 Наверняка все без исключения серьезные музыканты в той или иной мере в своем творчестве обращались к древним традициям духовной музыки. Западные композиторы очень часто искали себя в Григорианских хоралах, наши русские композиторы обращались к знаменитым распевам. А чем привлекли индийские мантры современных исполнителей?

Индия – страна с удивительной древней культурой – до сих пор представляет собой загадочного сфинкса. Фантастической, волшебной сказкой, чарующими снами проносится перед нами история этого заповедного края. Глубина мистических учений; широкий, гениальных размах поэтического творчества; своеобразная, полная пышных убранств архитектура . Именно там более двух тысячелетий назад появились племена ариев – неординарных людей, обладающих удивительными способностями и огромной силой духа, с помощью которой они управляли силами Природы. Эти люди оставили после себя гениальное наследие, заложенное в Ведах и Упанишадах. Многие из этих знаний остаются для нас загадкой,  и, спустя тысячелетия, мы задаемся вопросом: «Откуда они взялись?». Некоторые предполагают, что арии спустились с севера, другие считают, что эти племена пришли с Тибета, третьи говорят об их внеземном происхождении. Но, возможно, просто-напросто в семьях стали появляться удивительно одаренные дети, они-то, как раз, и стали затем теми ведическими поэтами-провидцами, которыми до сих пор восхищается мир.

Обучение ребенка музыке в те далекие дни было тоже другим. Во многих индийских языках «музыка» обозначается словом «сангита» и буквально переводится как «сведение воедино и выражение всего». Сводимое воедино «все» – это тело, эмоции, разум и дух. Поэтому сначала ребенок учился слушать и слышать себя, безмолвный звук своего сердца «Анахата нада». И только затем ему разрешалось петь, выражая через голос свое внутреннее состояние. Год спустя ребенок приступал к освоению музыкального инструмента.

Я думаю, всем нам хотелось бы окунуться в тот мир легенд и преданий. Поэтому сейчас мы с вами подобно древним поэтам–провидцам попытаемся погрузиться в мир своего сердца, и ощутить те незабываемые переживания, которые мы получили бы во время нашего путешествия. Пожалуйста, представьте себя сидящими на берегу бескрайнего океана, посмотрите на волны, которые набегают одна на другую и почувствуйте, что этот удивительный, прекрасный, безбрежный мир находится внутри вас, внутри вашего сердца..  Итак, в Добрый Путь на Волне Воображения!

 

 В древних летописях,к примеру, сохранились записи о прекрасной музыке Тансена.,который служил при дворе могольского императора Акбара. Говорят, что когда он начинал играть, замирало все живое, наслаждаясь прекрасной игрой музыканта. А когда он исполнял днем ночные раги, то все погружалось во тьму. Даже огонь мог потушить своей музыкой Тансен. Мы можем верить этому или нет, но не так давно один американский ученый провел эксперимент. Он зажег в колбе пламя, взял камертон и смычок, и начал медленно проводить смычком по камертону на разных звуковых волнах. И вот на определенной звуковой частоте пламя начало медленно гаснуть. Ученый еще раз провел смычком по камертону на этой высоте. Пламя еще больше угасло, а затем огонь потух. Нам остается только мечтать, что в скором времени в руках у пожарников будут не шланги с водой, а камертоны и смычки.

Нельзя не упомянуть и о прекрасных баджанах принцессы Мирабай, звучавших в 14-15веке . Баджаны – это короткие песни преданности, воспевающие определенные аспекты Природы – силу, красоту, покой; героев Махабхараты – Кришну, Арджуну; Космических Богов.

Об этих баджанах также есть предание. Однажды великий Могольский император Акбар решил послушать знаменитые песни принцессы Мирабай. Он переоделся в простую одежду и пошел в храм, где принцесса их пела. Говорят, это пение настолько потрясло императора, что он оставил на ступеньках храма в знак признания и благовения перед этой музыкой свое драгоценное ожерелье.

 Знаете,  баджаны исполняются не только в Индии и поют их даже не индианки.

Исполняются они в Нью-Йорке, и поют их девушки из многих стран мира, музыкальная группа «Bhajan singers» исполняет музыку человека известного своими миротворческими программами, такими как Бег Мира – всемирная факельная эстафета; Цветения Мира, когда миру посвящаются прекрасные природные объекты, города, штаты, целые страны; 7 минут за мир во всем мире; Ходьба Мира, 2 мили Мира и многое другое.

Шри Чинмой, а именно так зовут этого человека, не только музыкант, но еще и поэт, писатель, драматург, художник, спортсмен и, наверное, прежде всего выдающийся философ нашего времени. Но сегодня, мы затрагиваем, прежде всего, музыкальное и поэтическое творчество этого неординарного человека.

Итак, Шри Чинмой родился 1931 году в Индии, точнее в Бенгалии. И на сегодняшний день этот человек написал свыше 19 000 песен на английском и своем родном бенгальском языках. В своей инструментальной музыке Шри Чинмой использовал 170 музыкальных инструментов разных стран и культур: эсраж, фисгармонию, западную и восточную флейты, виолончель орган, фортепиано и многие другие. Шри Чинмой выступал во многих странах, и его концерты Мира или же Покоя (Peace Concerts) собирают полные аудитории в таких концертных залах как Эвери Фишер Холл в Нью-Йорке, Роял Альберт Холл в Лондоне, Грант Холл Австралийского Национального Правительства в Канберре и Луис Девис Холл в Сан-Франциско. Первые выступления Шри Чинмоя состоялись после его переезда в Нью-Йорк, где он сейчас и проживает. В начале они часто совмещались с его лекциями в Университетах Америки и Европы. В 1984 году состоялся первый концерт в Кельне, на котором присутствовало 1.500 человек.

Говоря о музыке Шри Чинмоя, можно с уверенностью сказать, – в его творчестве нашли отражение те древние традиции, о которых мы говорили в начале. Его искусство, основанное на чистых мыслях и чувствах, не только наслаждение музыкой, но, прежде всего, – глубокое переживание внутреннего покоя, энергии, интенсивного процесса самораскрытия.

На мой взгляд, очень точно выразил свои чувства и свой взгляд на эту музыку пианист и композитор Андре Деспон, побывавший на одном из этих выступлений: «Музыка Шри Чинмоя не связана никакими формами, стилями… она  революционна. В ней самое важное – внутреннее сознание исполнителя. Шри Чинмой играет в единстве с инструментом».

А вот как отозвался другой известный музыкант Леонард Бернстайн о творчестве Шри Чинмоя: «Какая сила в музыке этого человека! Это потрясающе. Мой музыкальный дух очень, очень глубоко потрясен… Мне остается только надеется, что когда-нибудь мне доведется участвовать в этом космическом фонтане покоя и глубинной энергии, которыми Вы обладаете».

В разных странах существуют музыкальные группы и отдельные музыканты, исполняющие песни Шри Чинмоя в своих собственных аранжировках, с определенным стилем, колоритом, манерой.

Эта музыка сердца погружает в мир возвышенных чувств и каждый человек может найти в ней что-то свое.